Производство спецодежды как бизнес - крайне привлекательное направление для инвесторов, не требующее больших вложений и достаточно быстро окупается. Многие промышленные предприятия, рестораны, медицинские учреждения нуждаются в удобной и красивой униформе, а количество фирм по пошиву спецодежды на сегодняшний день мало и не способно удовлетворить растущий спрос.
Реалии рынка спецодежды в РФ
Около 30 млн. человек, работающих в разных отраслях, пользуются униформой или спецодеждой, причем срок ее службы ограничен. А это – огромный потенциал бизнеса по пошиву спецодежды. Ежемесячная потребность в униформе составляет сотни тысяч комплектов, и хотя на российском рынке действуют уже такие гиганты, как «Тракт», «Восток-Сервис» и «Техноавиа», для небольших частных фирм найдется достаточное количество заказов.
По самым скромным подсчетам фирма со штатом в 100 человек, может иметь оборот в 100 тысяч долларов ежемесячно.
Если ранее, во времена СССР, к любой профессиональной одежде прилагалась приставка «спец-», то сейчас спецодежда – это изделия, предназначенные для работы в опасной среде, например для пожарных, медиков, нефтяников. Она шьется в строгом соответствии с ГОСТ из специальных материалов. Весь остальной ассортимент обозначается общим понятием «профессиональная одежда», разделяющимся на категории:
Специальная;
Рабочая – наиболее простая в пошиве и не несущая декоративных элементов. Выполняется из наиболее дешевых тканей и предназначается для кратковременного использования, не более года.
Форменная – предназначена в основном для силовых, охранных и военизированных структур;
Корпоративная – служит для подчеркивания индивидуального стиля компании и обеспечивает комфорт. Шьется из достаточно дорогих материалов по эскизам, согласованным с заказчиками
Как открыть бизнес на производстве спецодежды и как добиться успеха?
На примере нескольких известных компаний можно проследить путь становления и успеха.
1. «Хекля» Самая известная компания по пошиву спецодежды в Санкт-Петербурге открылась около семи лет назад. Сейчас количество ее сотрудников составляет 150 человек, а годовой оборот больше 1 млн. долларов. Средняя рентабельность приближается к 20%. Компания постоянно растет, и расширят сферу деятельности на соседние регионы, а год назад был открыт филиал в Москве. Но такой успех пришел не сразу, почти два года руководитель компании Валерий Пыжов безуспешно пытался шить обычную одежду повседневного спроса. Но продукция не выдерживала конкуренции с дешевым китайским товаром, заполнившим рынки и магазины. Постепенно компания приходила в упадок и к 1995 году в ней работали всего две швеи и закройщик, а функции директора, менеджера и сбытовика приходилось совмещать руководителю.
Но Пыжов не собирался сдаваться, он решился взять в банке кредит на 6 000 долларов, чтобы продолжить свой бизнес на производстве спецодежды. Именно тогда к нему пришел руководитель одной из рекламных компаний города с предложением сшить для его сотрудников униформу. По требованию заказчика была пошита униформа, отличающаяся от привычных ранее ватников и телогреек - это была обычная повседневная одежда, но с логотипами компании. Получившийся продукт понравился заказчику и вызвал интерес у руководителей других компаний.
Заказы посыпались. Окрыленный успехом, Пыжов принял решение зарегистрировать компанию, и задумался о названии. Решение пришло внезапно – руководитель видел свою компанию если не акулой бизнеса, то рыбиной делового мира. А так как кроме хека в те годы на прилавках рыбы не было, то к названию этой рыбины добавили уменьшительный суффикс –ля и получили название «Хекля». Успех превзошел все ожидания. Потенциальные клиенты думали, что «Хекля» - это что-то финское, а значит и качество одежды будет соответствующим. И компания всячески стремилась поддерживать это убеждение – использовалось самое современное оборудование, лучшие ткани, модели разрабатывались с учетом пожеланий каждого клиента. Но и цена на комплект одежды при этом была соответствующей, примерно 180 долларов.
Сейчас компания «Хекля» это не только швейное производство спецодежды. Она успешно осваивает новые направления. Одно из них – сдача спецодежды в аренду. До этого таким бизнесом занимались только финские компании. На каждого сотрудника полагается три комплекта – пока один находится в носке, второй в ремонте или стирке, и третий – запасной.
Выгодно ли сейчас производство и продажа спецодежды?
Если предполагается шить дешевую униформу, то при средней рентабельности в этой отрасли не выше 10% имеет смысл заниматься только крупными оптовыми партиями. Как правило, мелкие фирмы не могут себе позволить содержать большое количество работников и иметь достаточное количество оборудования.
Поэтому, выгодно производить эксклюзивную униформу по индивидуальным заказам, имеющую достаточно высокую цену. Чтобы победить конкурентов, придется предельно внимательно относиться к каждому клиенту и проявлять творческий подход к созданию каждой партии одежды.
Например, для ресторана «Пекинская утка» все пуговицы пришивались вручную, что крупные компании не могут себе позволить, а вот небольшой фирме это не только оказалось под силу, но и принесло хороший доход, по $2 за каждую пуговицу.
Начальный капитал
Многие успешные ныне фабрики по производству спецодежды начинали свой бизнес практически с нуля: допотопная машинка, на которой нередко шили и сами основатели, два-три человека персонала. Главная составляющая успеха – занять свободную нишу на рынке. Так известный производитель форменной одежды «Сплав» начинал бизнес с пошива удобного и надежного туристического обмундирования.
Начать свое дело с минимальными вложениями можно и сегодня. Для этого будет достаточно съемного помещения, нескольких швей или сидящих без работы родственников. Владелица фирмы «ФоксМодел», Августина Кулебякина, утверждает, что на первых порах будет достаточно 5 000 долларов. Сама хозяйка фирмы начала бизнес с 30 000, которые окупились уже через два года.
Место и время
Производство спецодежды – сезонный бизнес, пик заказов приходится на осень, когда руководители начинают вспоминать о теплой униформе для работников, и ранней весной, когда наступает время заказов на летний вариант униформы. Начинающему бизнесмену перед открытием производства потребуется решить три основных задачи:
Подыскать помещение, которое будет соответствовать нормам СЭС. В связи с дорогой арендной платой в крупных городах, целесообразно в самом городе открыть только офис с экспериментальной мастерской, а основное производственное помещение присмотреть за чертой населенного пункта.
Нанять квалифицированный персонал
Договориться с поставками качественного материала и фурнитуры. Сейчас многие компании освоили производство ткани для спецодежды с уникальными свойствами, и гораздо выгоднее заключить договора напрямую с ними, минуя оптовых поставщиков.
Успех бизнеса во многом зависит и от отношений с клиентами. Конкуренция на рынке спецодежды достаточно велика, и стоит прислушиваться к пожеланиям заказчиков.
Открыть школу танцев - идея перспективная. Размер вложений в открытие танцевальной студии – от $15 до $70 000 – зависит от состояния помещения и размера аренды. Инвестиции окупаются в течение года-полутора...
Медицина не только исцеляет больных от недугов, но и приносит серьезную прибыль владельцам частных клиник и центров диагностики. Если вы присматриваетесь к этому направлению, нужно быть готовым соответствовать высоким требованиям и стандартам...
Процедура открытия частной нотариальной конторы значительно отличается от процедуры организации большинства других видов бизнеса и причина этого - реалии отечественного правового рынка...